Степени проявления и причины детской тревожности, ее общие признаки и типы.
Повышенная тревожность лежит в основе большинства случаев проявления личностных нарушений детей с ОПФР. Тревожность, в отличие от тревоги, считается не только эмоциональным состоянием, но и особенностью характера или чертой личности. Тревожность проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании неблагоприятного развития событий, постоянном предчувствии худшего.
Выделяют следующие степени проявления тревожности: легкое возбуждение, легкая тревожность, тревожность средней степени, сильная тревожность, запредельная тревожность.
Причинами детской тревожности выступают:
· особенность нервной системы (меланхоличный темперамент);
· невротические состояния, вызванные страхом, частыми неудачами;
· следствие перенесенных заболеваний и/или имеющегося диагноза;
· результат запугивания ребенка взрослыми;
· плод чрезмерного детского воображения;
· проявление инстинкта самосохранения;
· результат «запрещающего» воспитания;
· естественная боязнь темноты, грома, молнии и др.;
· осознание неспособности быть на уровне высоких требований, доступных другим детям;
· противоречивые требования к ребенку из разных или одного источника;
· неадекватные требования (не соответствующие возрасту, способностям и т.д.);
· негативные требования (ставят ребенка в униженное положение);
· отсутствие требовательности к ребенку, безразличие к нему со стороны взрослых.
Среди сильных источников детской тревожности выделяется угроза исключения из группы сверстников из-за неприемлемых установок или действий.
Различается тревожность конструктивная (созидательная, задающая тонус деятельности) и деструктивная (разрушительная, парализующая деятельность). Педагог должен помогать ребенку конструктивно преодолевать избыточную тревожность.
Признаки тревожности педагог может установить, внимательно наблюдая за ребенком. К таким признакам относятся:
· повышенная возбудимость, напряженность, закрытость;
· страх перед всем новым, неизведанным, необычным;
· неуверенность в себе, заниженная самооценка;
· ожидание неприятностей, неудач, осуждения со стороны учителей и родителей;
· развитое чувство ответственности, стремление выполнить работу как можно лучше;
· пассивность, ожидание приказаний от старших;
· склонность помнить больше плохое, чем хорошее;
· боязнь общения с новыми людьми;
· готовность отказаться от нового дела из-за боязни не справиться;
· неумение владеть своими чувствами, плаксивость и др.
В зависимости от источника тревоги выделяется три типа тревожности: реалистическая, невротическая, моральная.
Реалистическая тревожность обусловлена реальными опасностями внешнего мира (стихия, травмы, болезненное состояние, новая трудная работа и т.д.) и связанными с ними ощущениями. Они являются источниками страха и исчезают, как только исчезнет угроза. Реалистическая тревожность помогает самосохранению.
Невротическая тревожность вызывается страхом сделать что-то не так, что повлечет отрицательные последствия. Например, ребенок понимает, что плохой поступок чреват угрозой наказания. Возникает ощущение возможной неприятной ситуации.
Моральная тревожность проявляется как противоречие между безнравственным поступком и проявлением вины, стыда, самообвинения. Она характерна только для хорошо воспитанных детей и детей, способных к критическому анализу, предвидению последствий своих действий.
Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки. Но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9—11 годам соотношение становится равным. После 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и др.), а мальчиков — насилие во всех его аспектах.
Человек любого возраста инстинктивно пытается найти защиту от постоянно захватывающей его тревоги. Таким образом, вырабатываются защитные механизмы, помогающие ему в трудной ситуации:
1. Вытеснение. Первичная защита, суть которой в вытеснении из сознания определенных мыслей, чувств, желаний и влечений. Бывает непроизвольное (забывание), произвольное (усилие воли по изменению мыслей).
2. Проекция – приписывание собственных недостатков другим людям, в силу чего человек чувствует себя эмоционально более устойчиво («Я такой же, как все»).
3. Замещение – переадресация тревожного импульса от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему (ребенок после наказания ломает игрушки, кричит на младшего брата или сестру и т.д.).
4. Рационализация – искажение реальности, уход от действительности, ложная аргументация. Это отступление перед трудностями, снижение самооценки («У меня не получится» и т.д.).
5. Реактивное образование – неприятный тревожный импульс подавляется и сознательно заменяется противоположным.
6. Регрессия – возврат к детским моделям поведения.
7. Сублимация – изменение импульсов таким образом, чтобы их можно было выражать с помощью конструктивных социально приемлемых мыслей или действий.
8. Отрицание – отказ признавать, что произошло неприятное событие. Ребенок продолжает верить в благополучие ситуации.
Знание этих механизмов поможет учителю оказать квалифицированную помощь тревожным, депрессивным детям.