Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Степени проявления и причины детской тревожности, ее общие признаки и типы.

Дата: 4 апреля 2022 в 16:04

Степени проявления и причины детской тревожности, ее общие признаки и типы.

Повышенная тревожность лежит в основе большинства случаев проявления личностных нарушений детей с ОПФР. Тревожность, в отличие от тревоги, считается не только эмоциональным состоянием, но и особенностью характера или чертой личности. Тревожность проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании неблагоприятного развития событий, постоянном предчувствии худшего.

Выделяют следующие степени проявления тревожности: легкое возбуждение, легкая тревожность, тревожность средней степени, сильная тревожность, запредельная тревожность.

Причинами детской тревожности выступают:

· особенность нервной системы (меланхоличный темперамент);

· невротические состояния, вызванные страхом, частыми неудачами;

· следствие перенесенных заболеваний и/или имеющегося диагноза;

· результат запугивания ребенка взрослыми;

· плод чрезмерного детского воображения;

· проявление инстинкта самосохранения;

· результат «запрещающего» воспитания;

· естественная боязнь темноты, грома, молнии и др.;

· осознание неспособности быть на уровне высоких требований, доступных другим детям;

· противоречивые требования к ребенку из разных или одного источника;

· неадекватные требования (не соответствующие возрасту, способностям и т.д.);

· негативные требования (ставят ребенка в униженное положение);


· отсутствие требовательности к ребенку, безразличие к нему со стороны взрослых.

Среди сильных источников детской тревожности выделяется угроза исключения из группы сверстников из-за неприемлемых установок или действий.

Различается тревожность конструктивная (созидательная, задающая тонус деятельности) и деструктивная (разрушительная, парализующая деятельность). Педагог должен помогать ребенку конструктивно преодолевать избыточную тревожность.

Признаки тревожности педагог может установить, внимательно наблюдая за ребенком. К таким признакам относятся:

· повышенная возбудимость, напряженность, закрытость;

· страх перед всем новым, неизведанным, необычным;

· неуверенность в себе, заниженная самооценка;

· ожидание неприятностей, неудач, осуждения со стороны учителей и родителей;

· развитое чувство ответственности, стремление выполнить работу как можно лучше;

· пассивность, ожидание приказаний от старших;

· склонность помнить больше плохое, чем хорошее;

· боязнь общения с новыми людьми;

· готовность отказаться от нового дела из-за боязни не справиться;

· неумение владеть своими чувствами, плаксивость и др.

В зависимости от источника тревоги выделяется три типа тревожности: реалистическая, невротическая, моральная.

Реалистическая тревожность обусловлена реальными опасностями внешнего мира (стихия, травмы, болезненное состояние, новая трудная работа и т.д.) и связанными с ними ощущениями. Они являются источниками страха и исчезают, как только исчезнет угроза. Реалистическая тревожность помогает самосохранению.

Невротическая тревожность вызывается страхом сделать что-то не так, что повлечет отрицательные последствия. Например, ребенок понимает, что плохой поступок чреват угрозой наказания. Возникает ощущение возможной неприятной ситуации.

Моральная тревожность проявляется как противоречие между безнравственным поступком и проявлением вины, стыда, самообвинения. Она характерна только для хорошо воспитанных детей и детей, способных к критическому анализу, предвидению последствий своих действий.

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки. Но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9—11 годам соотношение становится равным. После 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и др.), а мальчиков — насилие во всех его аспектах.

Человек любого возраста инстинктивно пытается найти защиту от постоянно захватывающей его тревоги. Таким образом, вырабатываются защитные механизмы, помогающие ему в трудной ситуации:

1. Вытеснение. Первичная защита, суть которой в вытеснении из сознания определенных мыслей, чувств, желаний и влечений. Бывает непроизвольное (забывание), произвольное (усилие воли по изменению мыслей).

2. Проекция – приписывание собственных недостатков другим людям, в силу чего человек чувствует себя эмоционально более устойчиво («Я такой же, как все»).

3. Замещение – переадресация тревожного импульса от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему (ребенок после наказания ломает игрушки, кричит на младшего брата или сестру и т.д.).

4. Рационализация – искажение реальности, уход от действительности, ложная аргументация. Это отступление перед трудностями, снижение самооценки («У меня не получится» и т.д.).

5. Реактивное образование – неприятный тревожный импульс подавляется и сознательно заменяется противоположным.

6. Регрессия – возврат к детским моделям поведения.

7. Сублимация – изменение импульсов таким образом, чтобы их можно было выражать с помощью конструктивных социально приемлемых мыслей или действий.

8. Отрицание – отказ признавать, что произошло неприятное событие. Ребенок продолжает верить в благополучие ситуации.

Знание этих механизмов поможет учителю оказать квалифицированную помощь тревожным, депрессивным детям.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.