Воспитание толерантного отношения к детям с ОПФР
Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю.
Антуан де Сент-Экзюпери
Понятие «толерантность» в последнее время стало общеупотребительным. Это слово применимо к различным аспектам жизни человека. Оно характеризует и отношение к себе, и общение с людьми, и взаимодействие с окружающим миром. Мы - педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. И нам, взрослым, очень важно уметь взвешивать каждое слово, продумывать каждый свой поступок, воспитывая в подрастающем поколении доброту, любовь и терпение.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психофизического развития.
Проблема. Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.
А так же проблема негативного отношения к детям с ОПФР со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ОПФР. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми».
В связи с этим, следует помнить о педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.
В процессе совместного обучения актуальны положительные взаимоотношения не только между учителем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями присущи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая наполняемость класса (20 человек). Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуждения и формированию эмоциональной культуры детей. Хочется напомнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситуаций, прохладных отношений, проявление безразличия и высокомерия, чем потом их исправлять.
Толерантное отношение сверстников к детям с ОПФР
В современном образовательном пространстве интеграция признана наиболее развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с ОПФР, но и здоровых детей. Интеграция дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы принять ребенка с ОПФР. Эта неготовность имеет не только материально-техническую основу, но психологическую, морально – этическую.
При этом следует отметить, что подготовке педагогов, психологов, социальных педагогов в настоящее время уделяется достаточно большое внимание – семинары, методические объединения, многочисленные публикации, мировые сообществе и т.д.. Подготовительная работа ведется и с особыми детьми и их родителями, тогда как здоровые дети оказались невовлеченными в подготовительный процесс, что порождает целый комплекс проблем и трудностей.
Отсюда вытекает одна из первоочередных задач – формирование в обществе, и прежде всего у подрастающего поколения толерантного отношения к детям, сверстникам с недостатками в физическом и психическом развитии.
Сниженная способность учащихся данной категории к самостоятельному функционированию, особенности познавательной деятельности и личности в целом определяют специфику и качество педагогической помощи со стороны взрослых людей по принятию и включению детей данной категории в среду обычных сверстников и ближайшего окружения.
В условиях интеграции необходимо формировать у родителей, нормально развивающихся сверстников адекватные установки в отношении особого ребенка: смотреть на него как на человека с определенным потенциалом, принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
Рекомендуется для здоровых детей провести беседу, игру, помогающую им осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он не понимает, почему он другой. Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей. Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научили его играть, общаться.
Аккуратный внешний вид «особого» ребенка, его чистота и опрятность вызывают симпатию у нормально развивающихся детей, желание с ним взаимодействовать, поэтому педагогу рекомендуется формировать у ребенка привычку быть опрятным, носить чистую одежду и приучать осуществлять контроль за своим внешним видом. Данное требование достигается систематическим руководством со стороны педагога и единой системой требований в школе и семье.
Учащиеся с особенностями в развитии испытывают потребность в позитивном отношении как со стороны взрослых, так и со стороны детей, поэтому педагогу необходимо более внимательно, искренне, доброжелательно относиться к ним.
В классе для таких детей следует обеспечить положительное эмоциональное самочувствие, разнообразные контакты с другими детьми.
Для этой цели педагогу рекомендуется использовать следующие формы, методы и приемы:
Демонстрация здоровым детям сильных сторон и положительных качеств личности особого ребенка (физическая сила и выносливость, трудолюбие, старательность). Так, для воспитанников с синдромом Дауна характерна аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность.
Создание ситуаций успеха, стимулирующих данную категорию детей к самостоятельности. Педагогу необходимо отмечать и положительно оценивать даже незначительные успехи и достижения ребенка
(«посмотрите, какая красивая открытка получилась у Саши, он старался и выполнил работу быстро и аккуратно»).
Демонстрация достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью в профессиональной деятельности и самостоятельной жизни (овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи;
ориентируются в социальных отношениях и взаимодействуют с другими людьми).
Примеры достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью. Рекомендуется рассказывать детям биографию американского актера Криса Берка с синдромом Дауна, который за исполнение главных и эпизодических ролей в фильмах и сериалах удостоен различных наград и премий. В Нью-Йорке есть школа, названная в его честь. К. Берк активно участвует в музыкальных программах, выпускает музыкальные альбомы, выступает в школах и на конференциях. Актер и музыкант утверждает: «Иметь синдром Дауна – это не значит, что вы не можете достичь звезд или даже стать одной из них».
Оказание помощи особым детям со стороны здоровых сверстников (поддерживать в порядке рабочее место, выполнять общественные поручения).
Чтение специальной популярной литературы, содержание которой формирует систему отношений к данной категории детей.
Работу со здоровыми детьми по формированию установки принятия детей с особенностями возможно организовать с включением элементов тренинга. Логично выстроить структуру тренинга в виде нескольких основных блоков:
- Просветительский блок:
а) информационный блок – призванный дать детям ответ на вопрос «что такое интегрированное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества интеграции детей с ОПФР, возможные трудности и проблемы;
б) законодательный блок – позволяющий получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о белорусском и международном законодательстве, обеспечивающим право на равный доступ детей к образованию;
- Так называемый психологический блок – призванный помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:
а) разрушение барьеров, стереотипов – предполагает рассмотрение существующих стереотипов к детям с особенностями и в общем к людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;
б) развитие толерантности, формирование позиции принятия другого.
Основная цель занятий – формирование установок понимания и принятия чужого мнения, умение эмпатировать, элементарно налаживать контакты.
Тренинговые упражнения, наполняющие данный блок, направлены на решение следующих задач:
осознание собственной уникальности и уникальности других;
развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей;
овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения.
Кроме того, психологом, педагогом социальным ведется работа с педагогами и с родителями.
1) индивидуальное консультирование учителей, учащихся и их законных представителей;
2) родительский университет «Социальная адаптация детей с ОПФР»;
3) выступления на родительских собраниях;
4) семинары для классных руководителей («Взаимодействие с учащимся ОПФР», «Особенности воспитания», подготовка памяток для классных руководителей учащихся с ОПФР и пр.);
5) выступление на часах информирования.
Преимущества совместного общения детей с ОПФР и здоровых детей.
Как для детей с ОПФР, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:
социального характера:
развитие самостоятельности через предоставление помощи;
обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;
психологического характера:
исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;
медицинского характера:
подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;
исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
педагогического характера:
рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);
активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.
Рекомендации для здоровых детей
Необходимо осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне.
Он не понимает, почему он другой.
Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей.
Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научили его играть, общаться.
Рекомендации для родителей нормально развивающихся сверстников
Сформировать адекватные установки в отношении особого ребенка.
Смотреть на него как на человека с определенным потенциалом.
Принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
А на современном этапе перехода к интегрированному образованию формирование толерантного отношения к лицам с особенностями является важнейшей задачей образования. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.
свернуть
Особенности работы с детьми с ОПФР
Только тогда станешь человеком,
когда научишься видеть человека в другом.
А. Н. Радищев
Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).
Проблема образования людей с ОПФР сегодня чрезвычайно актуальна. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значительно возросло. Причин здесь много: техногенная чернобыльская катастрофа, процессы урбанизации, неблагоприятная экология, отягощенная наследственность, алкоголизм и наркомания...
Современная система специального образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных детей, все дети обучаемы и им гарантируется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников. Идея толерантности по отношению к иным людям сменяется уважением к ним, на место главенства идеи человеческой полезности приходит культура человеческого достоинства.
В связи с интеграцией детей с ОПФР в школу общего типа представляется необходимым использование комплексного, системного подхода к изучению личности ребенка, выявление его потенциальных возможностей, создание психолого-педагогических условий для успешной социализации.
В настоящее время в Республике Беларусь существует необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая обучение детей с особенностями психофизического развития. Количество специальных классов, классов интегрированного обучения в общеобразовательных школах растет год от года, что свидетельствует о принятии этой формы обучения родителями и педагогическими коллективами школ.
Имидж школьников с ОПФР в общественном сознании, как правило, негативный. Он формирует установку на изоляцию их от сверстников и общества в целом. Поэтому перед педагогами стоит задача устранить этот негатив.
Чтобы оказать действенную помощь такому ученику, учителю следует преодолеть ряд сложившихся стереотипов. Обычно расположение к ученику зависит от его прилежания и учебных успехов. В классе же интегрированного обучения необходимо понимание тех проявлений, которые возможны у детей с особенностями развития. Ученики могут быть напряженными, скованными либо, наоборот, развязными. Может наблюдаться тревожность перед учебной ситуацией или безразличие, апатия, инертность, пассивность. Поэтому первостепенная задача учителя в классе интегрированного обучения — вызвать и закрепить оптимистическое, эмоционально-позитивное отношение детей к школе и учению. Недопустимо усугубление негативных реакций школьников. Общими усилиями педагога, родителей и дефектолога создается благоприятная для детей среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных возможностей, не испытывая дискомфорта от пребывания среди успевающих сверстников.
В любой ситуации учителю необходимо оставаться спокойным и доброжелательным, ровным и дружелюбным по отношению к детям. С особым терпением и тактом он должен относится к детям с ОФПР, понимая, что у них могут наблюдаться большая подвижность или, наоборот, скованность, упрямство, неадекватные страхи и опасения, неуверенность в себе и конфликтность, неспособность сосредоточиться на учебном задании или неумение отвлечься и переключиться. Могут наблюдаться и вредные привычки: ребенок сосет губы, грызет ногти, гримасничает, подергивается и др.
В кодексе психолога записано: "Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам". Помня об этом, учитель с первых дней занятий щедро дарит свою улыбку всему классу и каждому ученику в отдельности.
В учебном процессе широко используются невербальные формы общения, которые позволяют ребенку получать эмоциональную поддержку. К ним относятся:
• ласковая, ободряющая интонация;
• небольшое (меньше метра) расстояние между учителем и учеником;
• перцептивные контакты (поглаживание, пожатие руки, визуальный контакт на уровне глаз). Основная цель общения — создание условий для позитивного развития ребенка. Учитель избегает прямых оценок, навешивания ярлыков, не спешит ставить диагноз. Главное — включить школьника в учебное взаимодействие, помочь ему преодолеть боязнь и негативное отношение к учению. Учитель принимает ученика таким, какой он есть, независимо от учебных успехов, не предъявляя строгих требований и не высказывая отрицательных оценочных суждений. Наоборот, подбадривает ребенка, говорит, что все будет хорошо, что ученик справится с заданием, правильно ответит.
В своей работе для создания ситуации успеха в учебной деятельности я использую эффективный словесный прием — 30 вариантов того, как сказать ребенку "молодец" (из книги А. Р. Маллера "Ребенок с ограниченными возможностями"):
Прекрасно!
Мне нравится, как ты это сделал.
Это у тебя получилось лучше всего.
Здорово придумал!
Я просто обожаю это.
Умница!
Ты сделал это!
Молодец, у тебя все получилось! Об этом обязательно надо сказать родителям!
Все лучше и лучше!
Удивительно!
Ура!
Здорово, молодец!
Так чудно, пальчики оближешь!
Хорошо, а как тебе это?
Очень неплохо!
Ты делаешь все аккуратно.
Это просто замечательно!
Ах, превосходно!
Похлопаем нашему...
Именно так.
Восхитительно!
Правильно.
Это выглядит здорово! Это что-то особенное! Ух, вы только посмотрите! Я так рада! Отлично!
Мне нравится, потому что...
Ну, просто изумительно!
В классе интегрированного обучения учителю нельзя сравнивать результаты работы ученика с ОПФР с достижениями других учащихся. Как сказал Л. С. Выготский, "каждый ребенок уникален, неповторим, имеет присущую только ему зону ближайшего развития и соответственно имеет индивидуальные достижения". Текущая работа учащихся с ОПФР сравниваете, только с предыдущей. Дети с особенностями развития очень чувствительны к мимике, жестам, темпу речи учителя. Это требует от учителя внимания и терпения.
В процессе совместного обучения актуальны положительные взаимоотношения не только между учителем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями присущи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая наполняемость класса (20 человек). Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуждения и формированию эмоциональной культуры детей. Хочется напомнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситуаций, прохладных отношений, проявление безразличия и высокомерия, чем потом их исправлять.
На уроке совместного обучения, чтобы сохранять работоспособность и спокойствие при различном темпе работы, полезно проводить специальные игры и упражнения, позволяющие переключить внимание, снять напряжение у детей. В играх предусматривается чередование переходов от напряжения и активности к расслаблению и покою. Необходимо использовать разнообразные приемы для налаживания учебного взаимодействия, организации сотрудничества между учениками на уроках и в свободное время.
Таким образом, в организации взаимодействия в системе "учитель — ученик" при работе с детьми с ОПФР важными моментами являются:
• создание условий для формирования содержательной учебной мотивации;
• целенаправленность и системность педагогической работы;
• ее направленность на результативную подготовку каждого ученика;
• обеспечение на всех этапах урока благожелательной атмосферы, особенно в ходе опроса, анализа результатов деятельности школьников;
• дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
• обеспечение максимальной наглядности педагогического процесса;
• стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой;
• широкое использование игровых методов и приемов обучения;
• фиксирование внимания на позитивных продвижениях слабоуспевающих, избегание негативной оценки деятельности учащихся;
• создание для детей ситуаций успеха;
• оказание учащимся необходимой помощи разного вида: стимулирующей, направляющей, обучающей;
• обеспечение согласованности действий педагогического коллектива и родителей, информирование о работе друг друга и ее результатах.
Если учителю удастся окружить детей с ОПФР вниманием, заботой и лаской, то успех их обучения обеспечен. А когда работаешь с любовью, то раскрывается творческий потенциал педагога и рождаются поэтические строки. Вот что написала воспитатель группы продленного дня:
Любите всех детей, пришедших к вам учиться!
Особенно тех, кто судьбой обделен.
Им в жизни многого не суждено добиться,
Но каждый чистою душою награжден!
И мы должны над каждым наклониться,
Чтоб научить читать их и писать,
Чтоб заглянуть в зовущие нас лица
И ободряющее слово им сказать.
Не бойтесь израсходовать до срока
Любви и знаний в вас хранящийся запас,
Чем больше сил вы отдаете детям,
Тем больше остается их у вас!