УТВЕРЖДАЮ
Директор ГУО «Яновичская СШ
Витебского района»
_______ И.М.Изобова
«_____»_____2024
План профориентационной работы на 2024/2025 годы в рамках сформированной «Дорожной карты»
Цель: формирование у школьников способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда.
Задачи:
- сформировать положительное отношение к труду;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности;
- оказывать консультативную помощь родителям в руководстве выбором профессии их детьми
№ п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный |
Организационные мероприятия |
|||
1. |
Составление плана работы по профориентации |
До 01.09.24 |
Санникова Т.В. |
2. |
Обновление информационных стендов «Время выбрало нас», «Выпускнику» |
1 раз в четверть |
Санникова Т.В. |
3. |
Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников учреждения образования |
Август 2024 |
Санникова Т.В. |
4. |
Пополнение библиотечного фонда учреждения образования литературой по профориентации |
ежеквартально |
Долганова М.А. |
5. |
Межведомственное взаимодействие с учебными заведениями Республики Беларусь (УПТО, УССО, УВО), организациями, средствами массовой информации, управлением по труду, занятости и социальной защите |
по согласованию сторон |
Изобова И.М. |
6. |
Обновление и пополнение рубрик по профориентации на сайте учреждения образования |
ежеквартально |
Путов А.С. |
Работа с педагогическими кадрами |
|||
1. |
Организация консультаций для педагогов, классных руководителей по вопросам профориентации |
в течение 2024/2025 учебного года |
Санникова Т.В. |
2. |
Сотрудничество с управлением по труду, занятости и социальной защите по трудоустройству учащихся в каникулярное время (вторичная занятость) |
|
Изобова И.М. |
Работа с родителями |
|||
1. |
Проведение классных родительских собраний «Мир профессий, или какую дверь открыть?», «Думаем вместе: рейтинг самых востребованных профессий» |
в течение 2024/2025 учебного года |
Классные руководители |
2. |
Консультирование родителей по вопросам выбора профессии: беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий; информационно-просветительская работа с родителями, включая родительские собрания, консультации |
в течение 2024/2025 учебного года |
Классные руководители 8-11 классов |
3. |
Организация для родителей встреч со специалистами организаций района |
по согласованию сторон |
Педагог-организатор Сазонова Е.Н. |
4. |
Подготовка рекомендаций для родителей по вопросам профорентации
|
ежегодно |
Классные руководители 7-11 классов |
Работа с обучающимися |
|||
2. |
I ступень обучения (1-4 классы): игра-путешествие «Дорога в страну профессий»; дидактическая игра «Калейдоскоп профессий»; беседы о профессии; викторина «Что я знаю о профессиях?»; просмотр и обсуждение мультфильмов о профессиях (компания «Парамульт»); конкурсы рисунков «Радуга профессий»; изучение литературы; экскурсии в организации; трудовые акции: «Благоустроим свой двор», «Мое рабочее место»; занятия в объединениях по интересам, секциях |
в течение 2024/2025 учебного года |
Классные руководители 1-4 классов |
3. |
II ступень обучения (5-7 классы): анкетирование: «Кем я хочу быть?»; профориентационные игры: «Угадай профессию»; «Заглянем в будущее»; просмотр видеофильмов о профессиях; экскурсии в организации; конкурсы: рисунков «Замечательная профессия»; фестиваль профессий «Все работы хороши – выбирай на вкус!»; ярмарка «Город мастеров»; родительские мастер-классы по профессиям; творческие конкурсы профессионально-практической направленности, в том числе для детей с художественно-эстетическими, техническими и другими способностями; ведение электронной «Профкарты»; работа обучающегося с личным образовательным портфолио достижений; работа с электронными образовательными ресурсами |
в течение 2024/2025 учебного года |
Классные руководители 5-7 классов |
4. |
III ступень обучения (8-9 классы): диагностика определения профессиональной направленности, интересов, склонностей; конкурсы: эссе, сочинений «Профессии моей семьи»; презентаций профессий «Моя будущая профессия»; экскурсии в организации; использование профориентационного потенциала различных учебных предметов (установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой); знакомство с электронным каталогом профессий и специальностей, электронными справочниками «Куда поступать?», «Абитуриент»; продолжение ведения электронной «Профкарты учащегося»; факультативное занятие «Профессия моей мечты»; групповые и индивидуальные консультации, в том числе онлайн-консультирование; тренинги, профориентационные игры и упражнения; мастер-классы, профессиональные пробы; Дни профессий совместно с работодателями (День строителя, День машиностроителя, День работника сельского хозяйства и др.); знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях; творческие конкурсы профессионально-практической направленности, в том числе для детей с инженерно-техническими и художественно-эстетическими способностями; профильные смены профориентационной направленности в летних оздоровительных лагерях; работа обучающегося с личным образовательным портфолио достижений |
в течение 2024/2025 учебного года |
Классные руководители 8-9 классов |
5. |
IV ступень обучения (11 класс) Онлайн-анкетирование «Изучение профессиональных намерений учащихся выпускных классов»; тематическая неделя «Дороги, которые мы выбираем»; профдиагностика «Оценка профессиональной направленности личности учащегося»; профконсультирование: индивидуальное и групповое; конкурсы: компьютерных презентаций: «Иллюстрации к профессии…»; профориентационных проектов «Учреждения профессионального образования на карте нашего города»; знакомство с «образовательной картой» района; открытые диалоги, дискуссии с представителями различных профессий; использование профориентационного потенциала профильных учебных предметов; проектно-исследовательская деятельность учащихся; знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях («профмитапы», мастер-классы); работа с информационно-справочной, учебной и развивающей литературой, а также с сетевыми ресурсами (интернет-порталами, поисковыми системами); работа обучающегося с личной образовательно-профессиональной траекторией |
в течение 2024/2025 учебного года |
Классный руководитель 11 класса |
6. |
Участие в районном смотре-конкурсе детских рисунков «Мое будущее – безопасность труда моих родителей» |
апрель-май |
Учитель ИЗО |
7. |
Организация встреч с представителями учебных заведений Республики Беларусь (УПТО, УССО, УВО) |
по согласованию сторон |
Санникова Т.В. |
8. |
Посещение дней отрытых дверей в учебных заведениях Республики Беларусь (УПТО, УССО, УВО) |
по согласованию сторон |
Классные руководители |
9. |
Организация экскурсий в организации района |
по согласованию сторон |
Классные руководители 9-11 классов |
План работы государственного учреждения образования «Гимназия №1 г. Новополоцка»
по профориентации учащихся на 2024/2025 учебный год
Цель: формирование у учащихся способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей индивидуальными особенностями и с учетом социокультурной и экономической ситуации в условиях современного общества в Республике Беларусь.
Задачи:
- создать систему профориентационной работы, направленной на профессиональное самоопределение через урочную и внеурочную деятельность, а также совместную деятельность учащихся с социумом;
- создать условия для профессионального самоопределения учащихся и содействовать в формировании готовности старшеклассников к профессиональной деятельности, имеющей общественную значимость и ценность, способности к сознательному выбору профессий и самореализации;
- повысить информированность учащихся об основных профессиях, по которым наблюдается существенный дефицит кадров в Республике Беларусь на предприятиях области, района, города и села;
- организовать допрофессиональную и профессиональную подготовку (через профессиональные пробы, социальные практики и др.) учащихся с целью удовлетворения потребностей общества в компетентных работниках, владеющих профессиональными умениями и навыками.
№ |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные |
|
1. Организационная и информационно-аналитическая работа |
||||
1 |
Изучение педагогическими работниками нормативно-правовых актов в сфере образования, занятости и социального обеспечения, направленных на совершенствование работы по профессиональному самоопределению молодежи |
2 раза в год |
Руководство гимназии |
|
2 |
Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников базовой и общеобразовательной школы (% реализации профнамерений) |
Август |
Заместитель директора по ВР |
|
3 |
Проведение анкетирования среди учащихся выпускных классов учреждения образования с целью выявления их профессиональных намерений |
Октябрь, Апрель |
Классные руководители |
|
4 |
Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями |
2 раза в год |
Заместитель директора по ВР,УР. |
|
5 |
Анализ совместной работы с внешкольными учреждениями по развитию профессиональных интересов и склонностей |
1 раза в год |
Заместитель директора по ВР |
|
6 |
Семинар с классными руководителями: «Выбор профессии обучающимися – приоритетное направление учреждения образования» |
Февраль |
Заместитель директора по ВР, методист |
|
7 |
Проведение недели профориентации |
Март |
Заместитель директора по ВР, психолог |
|
8 |
Обновление материала в кабинетах выпускных классов по профориентации и систематическое обеспечение его актуальной информацией: потребности рынка труда;- профессиографические материалы (описание профессий); справочники об учебных заведениях (ПТУЗы, ССУЗы, ВУЗы); профориентационная литература; методические материалы по вопросам профориентации для педагогических работников. |
В течение года |
Заместитель директора по ВР, методист, психолог |
|
2. Взаимодействие с заинтересованными ведомствами |
||||
1 |
Проведение экскурсий на предприятия и организации района |
В течение года |
Зам. директора по ВР, клас. рук., ответственный за профориентацию |
|
2 |
Посещение учащимися учебных заведений, Дней открытых дверей |
В течение года |
Классные руководители, СППС |
|
3 |
Участие выпускников в акциях и мероприятиях |
Согласно плану |
Заместитель директора по ВР |
|
4 |
Круглый стол «Значимые профессии» |
Апрель |
Классные руководители, СППС |
|
3. Организация работы с законными представителями учащихся |
||||
1 |
Привлечение родителей к участию в профориентационной работе гимназии с учащимися |
В течение года |
Заместитель директора по ВР |
|
2 |
Родительское собрание профориентационной тематики «Профориентационная работа – приоритетное направление учреждения образования» |
Февраль |
Заместитель директора по ВР, классные руководители |
|
3 |
Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации |
В течение года |
СППС |
|
4 |
Организация тематических групповых бесед с родителями по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения и профессии |
В течение года |
Руководство гимназии |
|
5 |
Анкетирование родителей с целью выявления отношения к выбору их детьми профиля обучения и будущей профессии |
Апрель |
Психолог |
|
6 |
Размещение информации по профориентации на сайте ГУО |
В течение года |
Методист |
|
4. Организация работы с учащимися |
||||
1 |
Проведение групповых информационно-справочных консультаций профориентационной тематики |
В течение года |
СППС |
|
2 |
Проведение индивидуальных профконсультаций с неопределившимися учащимися, в первую очередь «группы риска» |
Апрель |
Зам. директора по ВР, психолог, классные руководители |
|
3 |
Использование пакета психодиагностических методик «Профиль» для изучения психологических особенностей личности учащихся |
В течение года |
Классные руководители |
|
4 |
Участие выпускников в городских и внутригимназических профориентационных мероприятиях |
В течение года |
Классные руководители |
|
5 |
Проведение профориентационных игр и тренингов с учащимися IX-XI классов |
В течение года |
Классные руководители |
|
6 |
Проведение гостевых уроков: профориентационные встречи с представителями предприятий и организаций |
В течение года |
Классные руководители, учителя-предметники |
|
7 |
Размещение информации по профориентации на сайте ГУО |
В течение года |
Методист |
|
8 |
Организация факультативного занятия «Моё профессиональное будущее» |
Август |
Зам.директора по УР |
|
9 |
Информирование учащихся в возрасте от 14 до 18 лет об организации временного трудоустройства в свободное от учёбы время. |
Май - август |
Классные руководители |
|
10 |
Обеспечение участия обучающихся в работе школьных ученических бригад, на пришкольном участке |
Май - август |
Зам. директора по ВР |
|
11 |
Расширение знаний обучающихся о новых профессиях учителями – предметниками на уроках |
В течение года |
Классные руководители, Учителя-предметники |
|
12 |
Информирование “Самые востребованные и невостребованные профессии” по запросам учащихся |
Май |
Методист |
|