Цель «Родительского университета» на 2024/2025 учебный год:
создание условий, способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».
Задачи:
построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка с приглашением узких специалистов на мероприятия;
организовать эффективное сотрудничество с законными представителями учащихся;
повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;
пропагандировать позитивный образ семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
формировать ценностно-смысловые основы родительства;
актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
План родительского университета
«Мой ребенок – младший школьник»
для законных представителей учащихся I-IV классов
на 2024/2025 учебный год
№ |
Название раздела, темы занятий |
Сроки проведе- ния |
Форма проведения |
Ответственные исполнители |
1 |
1-й класс |
|||
1.1 |
Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
16.10-21.10.2024 |
лекция/ практикум |
Классный руководитель Сазонова Е.Н. |
1.2 |
Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника |
11.12-16.12.2024 |
беседа/ практикум |
Классный руководитель Сазонова Е.Н. |
1.3 |
Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
11.03-16.03.2025 |
круглый стол/ дискуссия/ форум |
Классный руководитель Сазонова Е.Н.. |
1.4 |
Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
20.05-25.05.2025 |
семинар- практикум/ психологи ческий тренинг |
Яковлева О.В. |
2 |
2-й класс |
|||
2.1 |
Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
16.10-21.10.2024 |
беседа/ семинар- практикум/ вебинар |
Классный руководитель Косаревич Л.А. |
2.2 |
Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
11.12-16.12.2024 |
круглый стол/ семинар- практикум |
Классный руководитель Косаревич Л.А |
2.3 |
Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
11.03-16.03.2025 |
лекция/ семинар- практикум /психологи ческий тренинг |
Яковлева О.В. |
2.4 |
Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
20.05-25.05.2025 |
круглый стол/ форум/ дискуссия |
Классный руководитель Косаревич Л.А |
3 |
3-й класс |
|||
3.1 |
Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
16.10-21.10.2024 |
беседа/ семинар- практикум |
Классный руководитель Звонкова Т.Н. |
3.2 |
Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
11.12-16.12.2024 |
лекция/ семинар- практикум/ мастер- класс |
Классный руководитель Звонкова Т.Н. |
3.3 |
Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
11.03-16.03.2024 |
беседа/ дискуссия/ практикум |
Классный руководитель Звонкова Т.Н.. Медицинская сестра Архипова М.Л. |
3.4 |
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
20.05-25.05.2025 |
семинар- практикум /психологи ческий тренинг |
Классный руководитель Звонкова Т.Н. |
4 |
4-й класс |
|||
4.1 |
Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников |
16.10-21.10.2024 |
лекция/ вебинар |
Яковлева О.В. |
4.2 |
Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
11.12-16.12.2024 |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар- практикум |
Классный руководитель Яковлева О.В. |
4.3 |
Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
11.03-16.03.2025 |
конферен- ция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар- практикум |
Классный руководитель Яковлева О.В.. Педагог-психолог ГУ «СПЦ Витебского района» |
4.4 |
Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
20.05-25.05.2025 |
круглый стол/ дискуссия/ форум
|
Классный руководитель Яковлева О.В.. |
Тематика консультаций
для законных представителей учащихся I-IV классов
на 2024/2025 учебный год
Класс |
Темы консультаций для законных представителей учащихся |
Дата |
Ответственные |
1 |
Психологические особенности младших школьников |
09.092024 |
Педагог социальный Яковлева О.В. |
Леворукий ребенок в школе |
15.09.2024 |
Классный руководитель Косаревич Л.А. |
|
Развитие памяти и внимания младших школьников |
28.10.2024 |
Педагог-психолог СПЦ |
|
Мотивы учения младших школьников |
10.11.2024 |
Классный руководитель Косаревич Л.А. |
|
Отношения в семье как основа взаимопонимания |
03.02.2025 |
Классный руководитель Косаревич Л.А. |
|
Поощрение и наказание детей в семье |
06.04.2025 |
Классный руководитель Косаревич Л.А. |
|
2 |
Воспитание вежливости
|
09.09.2024 |
Классный руководитель Звонкова Т.Н. |
Профилактика жестокого обращения с детьми. Как на самом деле любить своих детей?
|
07.10.2024 |
Педагог социальный Яковлева О.В. |
|
Микроклимат в семье и воспитание ребенка
|
11.11.2024 |
Классный руководитель Звонкова Т.Н. |
|
Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях
|
09.12.2024 |
Классный руководитель Звонкова Т.Н. |
|
Роль отца в воспитании ребенка
|
13.01.2025 |
Классный руководитель Звонкова Т.Н. |
|
Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка
|
10.02.2025 |
Классный руководитель Звонкова Т.Н. |
|
Семейные традиции ценности в воспитании детей
|
13.04.2025 |
Классный руководитель Звонкова Т.Н. |
|
Учение с увлечением |
11.05.2025 |
Классный руководитель Звонкова Т.Н. |
|
3 |
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение
|
16.09.2024 |
Педагог-психолог УО «СПЦ» |
Как выявить и развить способности детей?
|
21.10.2024 |
Педагог-психолог УО «СПЦ» |
|
Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста |
18.11.2024 |
Классный руководитель Яковлева О.В. |
|
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей |
16.12.2024 |
Классный руководитель Яковлева О.В. |
|
Как помочь ребенку стать внимательнее? |
20.01.2025 |
Педагог-психолог |
|
Как привить ребенку любовь к чтению? |
17.02.2025 |
Классный руководитель Яковлева О.В. |
|
Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? |
20.04.2025 |
Педагог-психолог |
|
4 |
Агрессивное поведение: как помочь ребенку? |
23.09.2024 |
Педагог-психолог |
Как помочь ребенку правильно распределить свое время?
|
28.10.2024 |
||
Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем |
25.11.2024 |
Классный руководитель Сазонова Е.Н. |
|
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребѐнка |
23.12.2024 |
Педагог-психолог |
|
Интеллектуальное развитие ребенка |
27.01.2025 |
Классный руководитель Сазонова Е.Н. |
|
Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей |
23.03.2025 |
Педагог-психолог |
|
Организация свободного времени детей в период летних каникул |
27.04.2025 |
Классный руководитель Сазонова Е.Н. |
План родительского университета
«Мой ребенок – подросток»
для законных представителей учащихся V-IX классов
на 2024/2025 учебный год
№ |
Название раздела, темы занятий |
Сроки проведе- ния |
Форма проведения |
Ответственные исполнители |
1 |
5-й класс |
|||
1.1 |
Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
16.10-21.10.2023 |
семинар- практикум/ вебинар |
Классный руководитель Орловская Л.В. Педагог-психолог |
1.2 |
Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
11.12-16.12.2023 |
круглый стол/ беседа/ семинар- практикум |
Классный руководитель Орловская Л.В. Педагог-психолог |
1.3 |
Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
11.03-16.03.2024 |
беседа/ лекция |
Классный руководитель Орловская Л.В. Педагог-психолог |
1.4 |
Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
20.05-25.05.2024 |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар |
Классный руководитель Орловская Л.В. Педагог-психолог |
2 |
6-й класс |
|||
2.1 |
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
16.10-21.10.2023 |
лекция/ беседа/ вебинар |
Классный руководитель Кирпиченко Г.В. Педагог-психолог |
2.2 |
Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
11.12-16.12.2023 |
семинар- практикум/ вебинар/ психологи ческий тренинг |
Классный руководитель Кирпиченко Г.В. Педагог-психолог |
2.3 |
Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
11.03-16.03.2024 |
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класс |
Классный руководитель Кирпиченко Г.В. Педагог-психолог |
2.4 |
Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
20.05-25.05.2024 |
конферен- ция/ семинар- практикум / вебинар |
Классный руководитель Кирпиченко Г.В. |
3 |
7-й класс |
|||
3.1 |
Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
16.10-21.10.2023 |
лекция/ беседа/ вебинар |
Классный руководитель Дудник Н.Н. Педагог-психолог |
3.2 |
Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
11.12-16.12.2023 |
круглый стол/ беседа/ вебинар |
Классный руководитель Дудник Н.Н. Инспектор ИДН ОВД Витебского района |
3.3 |
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
11.03-16.03.2024 |
конферен- ция/ дискуссия/ форум/ семинар- практикум /психологи ческий тренинг |
Педагог-психолог |
3.4 |
Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
20.05-25.05.2024 |
беседа/ семинар- практикум /психологи ческий тренинг |
Классный руководитель Дудник Н.Н. Педагог-психолог
|
4 |
8-й класс |
|||
4.1 |
Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
16.10-21.10.2023 |
лекция/ беседа |
Классный руководитель Тихновецкая Е.Н. Педагог-психолог |
4.2 |
Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
11.12-16.12.2023 |
конферен- ция/ форум/ семинар- практикум /психологи ческий тренинг |
Классный руководитель Тихновецкая Е.Н Педагог-психолог Инспектор ИДН ОВД Витебского района |
4.3 |
Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
11.03-16.03.2024 |
беседа/ семинар- практикум |
Классный руководитель Тихновецкая Е.Н Педагог-психолог |
4.4 |
Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
20.05-25.05.2024 |
круглый стол/ конферен- ция/ семинар- практикум |
Классный руководитель Тихновецкая Е.Н Педагог-психолог |
5 |
9-й класс |
|||
5.1 |
Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
16.10-21.10.2023 |
лекция/ конферен- ция |
Классный руководитель Волкович С.В. Педагог-психолог
|
5.2 |
Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
11.12-16.12.2023 |
вебинар |
Педагог-психолог |
5.3 |
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
11.03-16.03.2024 |
лекция |
Классный руководитель Волкович С.В. Педагог-психолог |
5.4 |
Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
20.05-25.05.2024 |
форум |
Классный руководитель Волкович С.В. Педагог-психолог |