Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Дата: 22 декабря 2022 в 06:29

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В Республике Беларусь разработана система непрерывного педагогического образования, в которой успешно функционируют профильные классы педагогической направленности в учреждениях общего среднего образования. Создание профильных классов педагогической направленности нацелено на подготовку выпускников учреждений общего среднего образования к осознанному выбору будущей профессии и призвано привлечь наиболее мотивированных из них к продолжению обучения по педагогическим специальностям, а также является ключевым условием формирования кадрового потенциала (в том числе целевого).

Программа развития профильных классов педагогической направленности в учреждениях общего среднего образования Витебской области (далее – Программа) разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Государственной программой ”Образование и молодежная политика“ на 2021–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.01.2021 № 57, Концепцией развития педагогического образования в Республике Беларусь на 2021–2025 годы, утвержденной приказом Министра образования Республики Беларусь от 13.05.2021 г. № 366, Положением об учебно-научно-инновационном кластере непрерывного педагогического образования, утвержденным Министром образования Республики Беларусь 15.06.2015, Положением о школе-лаборатории учебно-научно-инновационном кластере непрерывного педагогического образования от 19.01.2018, утвержденным Координационным советом по вопросам непрерывного педагогического образования.

Разработчики Программы – главное управление по образованию Витебского областного исполнительного комитета, государственное учреждение дополнительного образования взрослых ”Витебский областной институт развития образования“.

Структура Программы включает в себя следующие главы и приложение:

глава 1 – ”Общие положения“;

глава 2 – ”Анализ деятельности профильных классов педагогической направленности Витебской области“;

глава 3 – ”Цель, задачи Программы“;

приложение – комплекс мероприятий Программы.

Программа является основой для разработки в отделах (управлениях) по образованию районных исполнительных комитетов, учреждениях общего среднего образования, на базе которых созданы профильные классы педагогической направленности, планов мероприятий по реализации Программы.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ

Реализация профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования осуществляется с 2015 года
(в соответствии с протоколом поручений Президента Республики Беларусь  от 12.01.2015 № 1).

В 2015/2016 учебном году в Витебской области программу факультативных занятий ”Введение в педагогическую профессию“ реализовывали 9 учреждений общего среднего образования в 7 районах области.

С 2015/2016 учебного года наблюдается стабильная положительная динамика развития сети Х–ХІ профильных классов педагогической направленности области: 2019/2020 учебный год – 43 класса (457 учащихся) в 31 учреждении образования (17 районов), 2021/2022 учебный год – 61 класс (660 учащихся) в 50 учреждениях образования (23 района), 2022/2023 учебный год – 96 классов (984 учащихся) в 63 учреждениях образования (25 районов).

Наибольшее количество профильных классов педагогической направленности функционирует в 6 районах Витебской области и г. Витебске – Витебском (7), Глубокском (7), Миорском (7), Оршанском (8), Полоцком (6), Чашникском (10) районах, г. Витебске (10).

К проведению факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» привлекаются опытные учителя-предметники, педагоги-психологи. Основная доля педагогического состава приходится на учителей белорусского языка и литературы (20 процентов), иностранного языка (15 процентов), истории (15 процентов), педагогов-психологов (15 процентов), начальных классов (9 процентов), русского языка и литературы (9 процентов), математики (9 процентов), химии (5 процентов), физической культуры и здоровья (3 процента). Из них 90 процентов имеют высшую и первую квалификационные категории, 3 процента – квалификационную категорию ”учитель-методист“.

На повышенном уровне в классах педагогической направленности изучаются такие учебные предметы, как белорусский, русский, английский языки, химия, биология, математика, физика, обществоведение, история Беларуси и др. Все обучающиеся в полном объеме осваивают программу факультативного курса ”Введение в педагогическую профессию“.

Главное управление по образованию облисполкома, государственное учреждение дополнительного образования взрослых ”Витебский областной институт развития образования“ (далее – Витебский областной институт развития образования), отделы (управления) по образованию городских и районных исполнительных комитетов, учреждения общего среднего образования сотрудничают с учреждениями высшего образования ”Витебский государственный университет имени П.М. Машерова“ (далее – ВГУ), ”Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой“ (далее – ПГУ), ”Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка“ (далее – БГПУ), ”Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова“.

В 2017 году государственным учреждениям образования ”Гимназия № 5 г.Витебска имени И.И.Людникова“ и ”Средняя школа № 4 г.Витебска“ присвоен статус Школ-лабораторий как субъектов учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования. Целью деятельности Школы-лаборатории является создание экспериментально-инновационной среды непрерывного педагогического образования для организации и обеспечения допрофильной подготовки на II ступени и совершенствования обучения в профильных классах на
III ступени общего среднего образования.

На заседании Координационного совета по вопросам непрерывного педагогического образования в 2021 году на присвоение статуса Школы-лаборатории рассматривались кандидатуры пяти учреждений общего среднего образования Витебской области: УО ”Полоцкая государственная гимназия № 1 им.Франциска Скорины“, ГУО ”Средняя школа № 1 г.Городка“, ГУО ”Средняя школа № 1 г.Новополоцка“, ГУО ”Поставская гимназия“, ГУО ”Гимназия г.Барани“.

В период с 2019 по 2022 год в ГУО ”Гимназия № 5 г.Витебска имени И.И.Людникова“ реализовывался республиканский инновационный проект ”Внедрение модели формирования допрофильной педагогической подготовки учащихся на ІІ ступени общего среднего образования“. Названный инновационный проект предусматривал создание в учреждении общего среднего образования модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования и формирование у учащихся готовности к осознанному выбору профильного обучения педагогической направленности на III ступени общего среднего образования. Согласно приложению 5 к приказу начальника главного управления по образованию Витебского облисполкома от 29.08.2022 № 466 проект государственного учреждения образования ”Гимназия № 5 г. Витебска имени И.И.Людникова“ признан успешным.

С 2022 г. это же учреждение образования начало реализацию республиканского экспериментального проекта ”Апробация модели научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования (срок реализации проекта – 2022–2024 гг.). Основная идея экспериментального проекта заключается в том, что одним из ключевых факторов эффективной педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования выступает специально организованный процесс научно-методического сопровождения деятельности педагогов, осуществляющих профильную и допрофильную педагогическую подготовку учащихся. Новизна проекта заключается в том, что впервые в Республике Беларусь будет апробирована разработанная на единой концептуальной основе модель научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования.

В 20172020 гг. на базе ГУО ”Средняя школа № 4 г.Витебска“ успешно реализовывался  республиканский экспериментальный проект ”Внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования“.

Научное и организационно-методическое сопровождение образовательного процесса в профильных классах педагогической направленности осуществляется по двум векторам – совершенствование профессиональной компетентности педагогов, реализующих учебную программу факультативного курса ”Введение в педагогическую профессию“, и  организация мотивационно-образовательных мероприятий для обучающихся III ступени общего среднего образования.

В 2020–2022 гг. проведены тематические семинары, вебинары с международным участием для педагогических работников, реализующих программу факультативного курса ”Введение в педагогическую профессию“:

Эффективные модели профессионального становления педагога как условие непрерывного педагогического образования (из опыта
ГУО ”Гимназия № 5 г.Витебска имени И.И.Людникова“);

Развитие мотивов профессионального выбора средствами факультативного курса ”Введение в педагогическую профессию“ (из опыта работы ГУО ”Средняя школа № 4 г.Витебска);

Компетентностная модель образовательного процесса в профильных классах педагогической направленности (из опыта работы учреждений общего среднего образования Оршанского, Полоцкого, Поставского районов);

Имплементация идей образования в интересах устойчивого развития в систему непрерывного педагогического образования“ (из опыта работы ГУО ”Лошницкая гимназия Борисовского района“).

Ежегодно педагоги Витебской области становятся участниками международной научно-практической конференции ”Педагогические классы: опыт и перспективы“, которая проводится в БГПУ (г. Минск);  Дней открытых дверей в ВГУ, ПГУ, БГПУ (с участием ректора университета, деканов факультетов, ответственного секретаря приемной комиссии, известных выпускников).

С 2023 года Витебский областной институт развития образования организует повышение квалификации педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс в профильных классах педагогической направленности, по теме ”Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях педагогической профилизации“.

С целью создания условий для привлечения обучающихся
ІІІ ступени общего среднего образования к продолжению обучения
по педагогическим специальностям в
2021–2022 гг. для учащихся
X–XI классов педагогической направленности проведены мероприятия областного уровня:

первый областной форум учащихся профильных классов педагогической направленности ”Педагог: профессия, призвание, искусство“ (участники -165 учащихся XI классов и 31 педагог);

областная акция, посвященная празднованию Дня учителя,
(в создании видеоальбома #оДа учителю участвовало 25 учреждений образования;

онлайн-выставка постеров Цель 4#Всегда рядом (представлено
37 работ из 34 учреждений образования);

областная мотивационная акция по созданию творческого проекта Challenge#КЛАССно! в рамках Дня родного языка (31 творческая работа представлена учащимися учреждений образования области и БОУ г. Омска ”Средняя общеобразовательная школа № 77“);

фестиваль педагогических специальностей EDUFest (ПГУ, г. Полоцк);

ежегодные профориентационные мероприятия в рамках Дня открытых дверей (образовательные площадки ПГУ, ВГУ).

В 2022 году из 204 выпускников профильных классов педагогической направленности 68 (33 процента) поступили в учреждения высшего образования на педагогические специальности, из них 65 (96 процентов) учащихся имели рекомендации заседаний педагогического совета учреждения образования и 14 (21 процент) – целевые направления.

Таким образом, анализ показал, что в области идет планомерное развитие и совершенствование сети профильных классов педагогической направленности. В сравнении с 2019/2020 учебным годом количество классов и учащихся педагогических классов увеличилось более чем в
2 раза, с 43 классов (457 учащихся) до 96 классов (984 учащихся).  Развивается сотрудничество органов управления образованием, учреждений высшего, среднего специального и общего среднего образования по профессиональной ориентации обучающихся для подготовки по педагогическим специальностям, совершенствованию ресурсного обеспечения, материально-технической базы учреждений образования. Совершенствуется система научно- и организационно-методического сопровождения деятельности профильных классов педагогической направленности, повышения квалификации педагогических работников, обеспечивающих реализацию профильного обучения, учебной программы факультативных занятий ”Введение в педагогическую профессию“. Расширяется система работы по вовлечению специалистов системы образования и самих обучающихся в профориентационный процесс.

Вместе с тем, отмечается:

отсутствие системной допрофильной подготовки обучающихся для зачисления в профильные классы педагогической направленности;

несформированный дескриптор отбора профессионально ориентированных обучающихся в профильные классы педагогической направленности и, как следствие, невысокий процент поступления обучающихся по специальностям педагогического профиля по договорам
о целевой подготовке специалиста;

невысокое качество подготовки специалистов преподающих факультативный курс ”Введение в педагогическую профессию“ в Х–ХІ классах;

невключенность отдельных профильных классов педагогической направленности в областные мероприятия по стимулированию интереса учащихся к профессии учителя (воспитателя), развитию творческих, познавательных способностей учащихся.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать:

созданию системы непрерывной допрофильной и профильной подготовки учащихся, способствующей повышению престижа педагогической профессии у молодежи, формированию социально активной и творческой личности, ориентации выпускников учреждений общего среднего образования на поступление в учреждения высшего образования, реализующие образовательные программы по педагогическим специальностям при активном вовлечении специалистов системы образования и учащихся в образовательно-профориентационный процесс;

созданию основы для кадрового обеспечения учреждений образования Витебской области квалифицированными специалистами через участие ВГУ, ПГУ в практическом обучении будущих педагогов, в том числе с заключением договоров о целевой подготовке специалистов;

повышению обеспеченности высококвалифицированными педагогическими кадрами, ресурсным обеспечением для организации практико-ориентированного профильного обучения педагогической направленности;

совершенствованию методического сопровождения образовательной деятельности профильных классов педагогической направленности.

 

ГЛАВА 3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы - совершенствование и развитие сети и системы работы профильных классов педагогической направленности в учреждениях общего среднего образования, направленные на повышение эффективности профориентационной работы с учащимися и выстраивание основы для кадрового обеспечения учреждений образования Витебской области квалифицированными специалистами.

Задачи:

  1. Расширить сеть профильных классов педагогической направленности в учреждениях общего среднего образования, увеличить количество обучающихся в них.
  2. Обеспечить интеграцию допрофильного и профильного образования в учреждениях общего среднего образования, на базе которых созданы классы педагогической направленности.
  3. Организовать эффективное взаимодействие органов управления, учреждений высшего, среднего специального образования педагогического профиля, учреждений общего среднего образования по совершенствованию системы профориентационной работы с учащимися.
  4. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогических работников, обеспечивающих реализацию учебной программы факультативных занятий ”Введение в педагогическую профессию“ для X–XI классов учреждений общего среднего образования.
  5. Обеспечить эффективное методическое сопровождение деятельности профильных классов педагогической направленности в системе ”учреждение образования – учебно-методический кабинет – Витебский областной институт развития образования“.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

По задаче 1:

увеличение количества классов педагогической направленности;

увеличение количества обучающихся в профильных классах педагогической направленности;

увеличение количества учреждений общего среднего образования, расположенных в сельских населенных пунктах, районных центрах, городах области, в которых созданы профильные классы педагогической направленности.

По задаче 2:

увеличение доли учащихся VIII-IX классов, изучающих профильные учебные предметы на повышенном уровне;

увеличение доли учащихся VI-IX классов, охваченных факультативными занятиями по профильным предметам;

увеличение доля учащихся X классов, продолживших обучение в профильных классах педагогической направленности;

доведение до 40 процентов поступления выпускников профильных классов педагогической направленности по специальностям педагогического профиля.

По задаче 3:

заключение соглашений о сотрудничестве; 

укрупнение ресурсных центров по педагогическому профилю образования на базе учреждений образования и/или лучших учреждений образования региона;

повышение качества совместных мероприятий по профориентации в учреждениях общего среднего, среднего специального, высшего образования педагогического профиля через использование современных форм работы, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

увеличение количества участников мотивационных акций и образовательных проектов.

По задаче 4:

проведение на базе учреждений общего среднего, высшего образования педагогического профиля тематических семинаров для педагогических работников учреждений общего среднего образования, которые реализуют содержание учебной программы факультативных занятий ”Введение в педагогическую профессию“;

формирование методического базиса реализации профильного обучения педагогической направленности (учебные программы, учебно-методические комплексы, библиотечный фонд – издания, публикации, удовлетворяющий потребности обучающихся, педагогических работников в области, связанной с современными стратегиями развития системы педагогического образования, особенностями и традициями региона, страны, фондом наглядных пособий по педагогической пропедевтике);

увеличение количества педагогических работников, реализующих учебную программу факультативных занятий  ”Введение в педагогическую профессию“, прошедших обучающие курсы по вопросам организации образовательного процесса в профильных классах педагогической направленности;

увеличение количества педагогических работников, предоставляющих контент для наполнения регионального информационно-образовательного портала МАГИСТРиУм.

По задаче 5:

развитие сетевого профессионального взаимодействия учреждений образования области, в которых работают профильные классы педагогической направленности;

организация сетевых методических объединений учителей-предметников, педагогов-психологов, классных руководителей, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

увеличение количества публикаций о системе работы профильных классов педагогической направленности.

Ход реализации Программы ежегодно анализируется. На основании предоставляемой информации о выполнении мероприятий Программы, информации, полученной при изучении состояния дел, проведении заседаний, семинаров, круглых столов и других мероприятий,
в  Программу вносятся необходимые коррективы.

 

 

Приложение

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

1.

Вебинар для начальников отделов (управлений) по образованию горрайисполкомов, руководителей УМК, учреждений общего среднего образования, на базе которых созданы профильные классы педагогической направленности, по вопросам реализации Программы

сентябрь 2022 г.

Главное управление по образованию

облисполкома, Витебский областной институт развития образования

2.

Разработка районных Планов мероприятий по реализации Программы

до 25 сентября 2022 г.

Отделы (управления) по образованию горрайисполкомов

3.

Разработка Планов мероприятий по реализации Программы в учреждениях образования

до 25 октября 2022 г.

Учреждения общего среднего образования

4.

Заседания рабочей группы по вопросам совершенствования работы в обеспечении педагогическими кадрами учреждений образования области

по мере необходимости

Главное управление по образованию

облисполкома, Витебский областной институт развития образования, отделы (управления) по образованию горрайисполкомов,

ВГУ, ПГУ

5.

Рассмотрение на совете отдела (управления) по образованию горрайисполкомов вопроса о ходе реализации Планов развития профильных классов педагогической направленности в районах области

1 раз в полугодие

до 2024 г.

Отделы (управления) по образованию горрайисполкомов, руководители учреждений общего среднего образования

6.

Участие в реализации экспериментального проектаАпробация модели научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования

2022–2024 гг.

Витебский областной институт развития образования, отделы (управления) по образованию горрайисполкомов, учреждения общего среднего образования

7.

Обеспечение информационной поддержки функционирования профильных классов педагогической направленности с привлечением интернет-ресурсов: специализированных сайтов, телеграм-канала, разделов на сайтах учреждений общего среднего образования

постоянно

Витебский областной институт развития образования,

ВГУ, ПГУ,

учреждения общего среднего образования

8.

Информационное, техническое сопровождение регионального информационно-образовательного портала МАГИСТРиУм

постоянно

Витебский областной институт развития образования

9.

Размещение в районных (городских), областных и республиканских СМИ информации о работе профильных классов педагогической направленности Витебской области

постоянно

Главное управление по образованию облисполкома, Витебский областной институт развития образования, отделы (управления) по образованию горрайисполкомов, учебно-методические кабинеты, учреждения образования

10.

Изучение работы отделов (управлений)
по образованию горрайисполкомов, учреждений общего среднего образования по вопросу функционирования профильных классов педагогической направленности

в соответствии

с планом работы

главного управления

по образованию

облисполкома

Главное управление по образованию

облисполкома, Витебский областной институт развития образования

11.

Внесение данных о потребности в педагогических кадрах в автоматизированную информационную систему ”ГОСЗАКАЗ и ПРИЕМ“

ежегодно

учреждения образования

12.

Создание оптимилальной сети профильных классов педагогической направленности

до 2024 г.

Главное управление по образованию

облисполкома, отделы (управления)

по образованию горрайисполкомов

13.

Повышение квалификации, обучающие курсы для педагогических работников по вопросам развития профессиональной компетентности в условиях педагогической профилизации

в течение 2023–2024 гг.

в соответствии

с графиком проведения

Витебский областной институт развития образования, отделы (управления) по образованию горрайисполкомов

14.

Проведение занятий, мастер-классов, встреч членов клубаХрустальный журавль, учителей-методистов с учащимися профильных классов педагогической направленности

в течение

2022/2023 учебного года,

2023/2024 учебного года

Отделы (управления) по образованию горрайисполкомов, руководители учреждений общего среднего образования

15.

Создание ресурсных центров профильных классов педагогической направленности и обеспечение их взаимодействия

постоянно,

начиная с 2022/2023 учебного года

Отделы (управления)
по образованию райисполкомов, учебно-методические кабинеты, руководители учреждений общего среднего образования, Витебский областной институт развития образования

16.

Проведение областного форума учащихся профильных классов педагогической направленности  Педагог: профессия, призвание, искусство

ежегодно

в соответствии

с графиком проведения

Главное управление по образованию

облисполкома, Витебский областной институт развития образования, отделы (управления) по образованию горрайисполкомов

17.

Участие в слете учащихся педагогических классов учреждений общего среднего образования на базе УОНациональный детский образовательно-оздоровительный центр Зубренок

апрель 2023 г.

Главное управление по образованию облисполкома, Витебский областной институт развития образования, Витебский областной дворец детей и молодежи

18.

Организация и проведение торжественных мероприятий, приуроченных ко Дню учителя

ежегодно

Главное управление по образованию Витебского облисполкома, Витебский областной институт развития образования, учреждения общего среднего образования

19.

Организация сотрудничества учреждений общего среднего образования с учреждениями высшего образования по вопросам профориентации учащихся на продолжение обучения на педагогических специальностях

в течение года,

согласно планов работы учреждений высшего образования

Отделы (управления) по образованию горрайисполкомов, руководители учреждений общего среднего образования,

ВГУ, ПГУ

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.