УТВЕРЖДАЮ
Директор ГУО «Яновичская
средняя школа Витебского района»
_________ И.М.Изобова
«_____»______2023
План работы
ГУО «Яновичская средняя школа Витебского района»
на 2023/2024 учебный год
по реализации проекта «Зелёная школа»
1. Направление «Биоразнообразие»
№ |
Задание |
Сроки выполнения |
Ответственный педагогический работник |
Содержание задания |
1.1 |
Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) |
Апрель- май2024 |
Бакштай О.П.- учитель биологии |
1. Создать картосхему пришкольного участка. 2. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории 3. Обозначить местонахождение травянистых растений на картосхеме. 4. Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида травянистых растений. 5.Информацию о биоразнообразии дикорастущих травянистых растениях занести в он-лайн базу данных www.florafauna.by 6.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования и стенде «Зелёная школа». 7.Обновлять ежегодно информацию. |
1.2 |
Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования), используя квадратную рамку со стороной 1 м. |
Май-июнь 2024 |
Бакштай О.П.- учитель биологии |
1. Изготовить квадратную рамку со стороной 1 м. 3. Выбрать 4 площадки для изучения с различными условиями среды обитания растений. 3. Провести видовое и количественное определение травянистых растений. 4. Занести информации о видах травянистых растений на сайт учреждения образования и стенд «Зелёная школа». 5.При повторном выполнении обновлять информацию. |
1.3 |
Изучить видовое разнообразия аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории |
Апрель – май |
Бакштай О.П.- учитель биологии |
1. Создать картосхему пришкольного участка. 2. Изучить видовое разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории 3. Обозначить местонахождение аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на картосхеме. 4. Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников. 5.Информацию о биоразнообразии аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников занести в он-лайн базу данных www.florafauna.by 6.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования и стенде «Зелёная школа». 7.Обновлять ежегодно информацию. |
1.4 |
Изучение разнообразия птиц на пришкольной территории |
Январь –май 2024 |
Бакштай О.П.- учитель биологии |
. Изучить видовое разнообразие птиц на пришкольной территории 3. Обозначить местонахождение птиц на картосхеме. 4. Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида птиц 5.Информацию о биоразнообразии птиц занести в он-лайн базу данных www.florafauna.by 6.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования и стенде «Зелёная школа». 7.Обновлять ежегодно информацию. |
1.5 |
Изучение разнообразия наземных насекомых на пришкольной территории |
апрель –май 2024 |
Бакштай О.П.- учитель биологии |
. Изучить видовое разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории 3. Обозначить местонахождение наземных насекомых на картосхеме. 4. Рядом с картосхемой разместить изображения каждого вида наземных насекомых 5.Информацию о биоразнообразии наземных насекомых занести в онлайн базу данных www.florafauna.by 6.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования и стенде «Зелёная школа». 7.Обновлять ежегодно информацию. |
1.7 |
Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц |
Январь-февраль 2024г |
Бакштай О.П.– учитель биологии Классные руководители и учащиеся 1-4 классов |
1.Изготовить кормушки. 2.Изучить информацию о правилах подкормки, видах корма для птиц, организовать регулярную подкормку в зимнее время 3.Определить виды прилетающих на кормушки птиц. 4.Занести информацию о видах птиц на сайт учреждения образования, стенд «Зелёная школа» и в он-лайн базу данных www.florafauna.by 5.Принять участие в национальной акции «Зимние учёты птиц». 6. Обновлять ежегодно информацию. |
1.8 |
Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования искусственные гнездовья для птиц. |
Март – апрель 2024г |
Учитель трудового обучения Зуев С.И. |
1.Изготовить искусственные гнездовья для птиц и убежища для летучих мышей. 2. Развесить искусственные гнездовья на территории школы. 3.Разместить отчёт и фотографии на сайте учреждения образования , стенде «Зелёная школа» и в он-лайн базе данных www.florafauna.by .4..Обновлять ежегодно информацию. |
1.9 |
Создание убежищ для беспозвоночных насекомых |
Март –апрель 2024 |
Бакштай О.П.- учитель биологии Зуев С.И.- учитель трудового обучения |
1 Изготовить «Домики для насекомых» 2. Отметить на картосхеме места расположения 3.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования и стенде «Зелёная школа». 4.Обновлять ежегодно информацию. |
1.10 |
Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования «Клумбу для бабочек» |
Апрель– май 2024г |
Бакштай О.П.- учитель биологии |
1. Создать «Клумбу для бабочек». 2.Обозначить расположение клумбы на картосхеме. 3.Разместить отчёт на сайте учреждения образованияи стенде «Зелёная школа». 4.Обновлять ежегодно информацию. |
1.12 |
Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на пришкольной территории «Дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых |
Апрель 2024г |
Бакштай О.П.–учитель биологии |
1.Создать «дикий луг». 2. Обозначить посаженные деревья и кустарники на картосхеме. 3.Разместить фотоотчёт на сайте учреждения образования и стенде «Зелёная школа». |
2. Направление «Энергосбережение»
№ |
Задание |
Сроки выполнения |
Ответственный педагогический работник |
Содержание задания |
2.1 |
Провести изучение потребления электроэнергии в школе. |
Январь –февраль 2024г |
учитель физики |
1.Определить основные приборы, потребляющие электроэнергию, их мощность и режим работы. 2.Изучить потребление электроэнергии в школе. 3.На схематическом плане здания школы указать основные приборы, потребляющие энергию. 3.Отчет разместить на сайте учреждения образования и стенде «Зелёная школа». 4.Обновлять ежегодно информацию. |
2.2 |
Провести изучение расходования тепла в школе. |
Январь – февраль 2024г |
учитель физики |
1.Обследовать школьное здание, определить и обозначить на схематическом плане здания школы места потери тепла. 2.Составить таблицу и график потребления тепловой энергии в школе. 3. Разместить информацию о потреблении тепловой энергии в школе на сайте учреждения образования и стенде «Зелёная школа». 4.Обновлять информацию ежегодно. |
2.3 |
Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе на год. |
Март 2024г |
учитель физики |
1.Провести анализ эффективности использования энергии в школе. 2.Определить возможные пути снижения энергопотребления. 3.Составление плана действий по сбережению электроэнергии и тепла в школе на 2021 год. 4.Согласовать план с администрацией школы. 5.Ознакомить с планом обучающихся и их родителей, педагогов, разместить на сайте учреждения образования и стенде «Зелёная школа». 6.Ежегодно представлять анализ новой ситуации и план дальнейших действий. |
2.4 |
Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в школе |
Май 2024г |
учитель физики |
1.Составить отчёт о действиях по уменьшению энергопотребления в школе и их эффективности. 2.Разместить отчёт на сайте учреждения образования и стенде «Зелёная школа». 3. Ежегодно представлять анализ новой ситуации и план дальнейших действий. |
2.5 |
Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома |
Апрель 2024г |
учитель физики Классные руководители и учащиеся 1-4 классов |
1.Изучитьпотребление электроэнергии и расходование тепла дома. 2.Разработать семейные памятки по рациональному использованию электроэнергиии тепловой энергиидома. 3.Разместить памятки на сайте учреждения образования и стенде «Зелёная школа». |
3. Направление «Водосбережение»
№ |
Задание |
Сроки выполнения |
Ответственный педагогический работник |
Содержание задания |
3.1 |
Провести изучение потребления воды в школе |
Март 2024 |
Волкович С.В. учитель биологии |
1.Изучить потребление воды в школе. 2.На стенде вывесить список мест потребления воды в школе, режим их работы. 3.Разместить информацию о потреблении воды на сайте учреждения образования и на стенде «Зелёная школа». Обновлять информацию ежегодно. |
3.2 |
Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в школе и составить план действий по её сбережению |
Март 2024 |
Волкович С.В. учитель биологии |
1.Провести анализ ситуации использования воды в школе. 2.Составить план действий по сбережению воды в школе. 3.Довести план до сведения педагогов, вспомогательного персонала, учащихся и родителей. 5. Разместить план на стенде «Зелёная школа» и на сайте учреждения образования 6.Ежегодно предоставлять анализ новой ситуации и план дальнейших действий. |
3.4 |
Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды |
Март 2024 |
Волкович С.В. учитель биологии Классные руководители и учащиеся 1-4 классов |
1.Изучить эффективность использования воды дома. 2.Составить памятки по рациональному использованию воды дома. 3. Разместить памятки на стенде «Зелёная школа» и на сайте учреждения образования |
4. Направление «Обращение с отходами»
№ |
Задание |
Сроки выполнения |
Ответственный педагогический работник |
Содержание задания |
4.1 |
Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования |
Март 2024г |
Бакштай О.П. – учитель химии |
1.Исследовать бытовые отходы в школе. 2.Определить источники их образования. 3.Составление отчёта и размещение его на сайте учреждения образования. |
4.2 |
Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья |
Март 2024г |
Бакштай О.П – учитель химии |
1.Разработать плана действий по минимизации отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья. 2.Довести план до сведения участников образовательного процесса. 3.Разместить план на стенде «Зелёная школа» и сайте учреждения образования. 4.Ежегодно проводить анализ новой ситуации и составлять план дальнейших действий. |
4.3 |
Выполнить план действий по минимизации отходов в учреждении образования |
Сентябрь 2024 |
Классные руководители и учащиеся 2-11 |
|
4.4 |
Создать на пришкольной территории приспособление для компостирования органических отходов (сорняки, листья и т.п.) |
Май 2024 |
Бакштай О.П учитель химии |
1.Создать приспособление для компостирования органических отходов. 2.Разместить фотографии и описание приспособления для компостирования органических отходов на сайте учреждения образования. |
4.5 |
Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче |
Май 2024г |
Бакштай О.П учитель химии Классные руководители и учащиеся 1-4 классов |
1.Организовать работу по изучению состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. 2.Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, и рекомендации по раздельному сбору и сдаче бытовых отходов. 3.Разместить памятки на сайте учреждения образования. |
5. Направление «Качество атмосферного воздуха»
№ |
Задание |
Сроки выполнения |
Ответственный педагогический работник |
Содержание задания |
5.1 |
Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации) |
Февраль- март 2024 |
Бакштай О.П |
1.Организовать работу по изучению степени загрязнения атмосферного воздуха методом лихеноиндикации. 2.Разместить фотографии и результаты работы на сайте учреждения образования |
5.2 |
Изучить снежный покров на территории учреждения образования, для определения качества состояния атмосферного воздуха |
Март 2024 |
Бакштай О.П.–учитель биологии |
1.Определить степень загрязнения атмосферного воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования 2.Отчет разместить на сайте учреждения образования и стенде «Зелёная школа». 3.Обновлять ежегодно информацию. |
5.3 |
Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне учреждения образования |
Апрель 2024 |
Бакштай О.П.– учитель биологии |
1.Создание группы для выполнения задания. 2.Подбор и изучение методики для выполнения задания. 3.Оценка уровня загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств. 4. Определение сезонной зависимости загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспортных средств. 5. Обработка и предоставление результатов. 6. Размещение результатов на сайте учреждения образования. |
5.4 |
Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования |
Март 2024 |
Бакштай О.П – учитель биологии |
1.Определить основные причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования 2. Разработаны памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования. 3.Памятки размещены на сайте учреждения образования
|
5.5 |
Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования |
Апрель 2024 |
Бакштай О.П – учитель биологии |
1.Составить план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации). 2.План согласовать с администрацией учреждения образования (иного учреждения, организации). 3.План вывесить в общедоступном месте, довести до сведения сотрудников, педагогов, хозяйственных служб, родителей, разместить на сайте учреждения образования |
5.6 |
Выполнить план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования |
2024 год |
Педагоги и работники учреждения образования |
1.составить отчет о реализации плана по минимизации загрязнения воздуха в микрорайоне учреждения образования 2.Разместить отчет на сайте учреждения образования |
6. Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»
№ |
Задание |
Сроки выполнения |
Ответственный педагогический работник |
Содержание задания |
6.1 |
Провести обследование состояния окружающей среды возле проточных водоёмов г.п.Яновичи |
Сентябрь 2023- май 2024 |
Учитель биологии Бакштай О.П. |
1. Разместить результаты исследований и анализ ситуации на сайте учреждения образования |
6.2. |
Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал , созданный учащимися. |
Апрель 2024 |
Классные руководители |
1.Изготовление плакатов на природоохранную тему 2.Размещение плакатов в фойе школы на кануне общешкольного собрания. 3.Разместить фотографии плакатов на сайте школы |
6.3 |
Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: фестивали, выступления перед общественностью и др. (не реже одного раза в год) |
Апрель 2024 |
Классные руководители Бакштай О.П – учитель биологии |
1.Провести «Праздник птиц» с привлечением родителей и осветить в СМИ. 2.Организовать выступление агитбригады школы на общешкольном родительском собрании по теме «В стране бережливых». 4.Разместить сценарии и фотоотчёты на сайте школы. 5.Мероприятия проводить ежегодно. |
3. Направление «Водосбережение» |
||||
№ |
Задание |
Сроки выполнения |
Ответственный педагогический работник |
Содержание задания |
3.1 |
Провести изучение потребления воды в учреждении образования |
Март -Апрель 2023 |
Учитель географии Волкович С.В. . |
1.Провести изучение потребления воды в школе. 2. На плане здания школы нанести расположение основных мест потребления воды |
3.2 |
Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования и составить план действий по ее сбережению. |
Март -Апрель 2023 |
Учитель географии Волкович С.В. |
1.Составить план по рациональному использованию воды в школе. |
3.4 |
Изучение потребления воды дома. Разработка семейных памяток по рациональному использованию воды и ее сбережению дома (совместно дети с родителями (законными представителями) |
Март -Апрель 2023 |
Учитель географии Волкович С.В. |
1.Разработать памятки по рациональному использованию воды дома. 2.Результаты изучения потребления воды дома, разработанные памятки разместить на сайте учреждения образования |
4. Направление «Обращение с отходами» |
||||
№ |
Задание |
Сроки выполнения |
Ответственный педагогический работник |
Содержание задания |
4.1 |
Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования |
Апрель 2023 |
Бакштай О.П.–учитель биологии |
1.Опрос учащихся 5-11 классов. 2.Опрос учителей и родителей 3.Онлайн-опрос «Исследование потребительских привычек использования одноразовых пластиковых предметов» Привлечь к участию учащихся школы и местное сообщество |
4.2 |
Разработать план действий по минимизации объёмов образования отходов в учреждении образования, раздельному сбору отходов. |
Апрель 2023 |
Бакштай О.П.–учитель биологии |
1.Способствовать формированию экологической культуры и информированности населения по вопросам обращения с отходами; 2.Сократить использование пластиковых пакетов, заменить их на матерчатые сумки для спортивной формы 3.Организовать питьевой режим в школе, не используя пластиковую посуду; 4.Показать способы вторичного использования раздельно собранных отходов из пластика. |
4.5 |
Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать памятки по минимизации отходов |
Апрель 2023 |
Бакштай О.П.–учитель биологии |
1. Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. 2.Разработать памятки по минимизации отходов. 3. Создание лекторской группы |
5. Направление «Качество атмосферного воздуха» |
||||
5.1 |
Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования |
Апрель 2023 |
Бакштай О.П.–учитель биологии |
1.Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования 2.Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования 3.Составить отчет по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха. 4.Отчет разместить на сайте учреждения образования и стенде «Зелёная школа». 5.Обновлять ежегодно информацию. |
5.2 |
Изучить снежный покров на территории учреждения образования, для определения качества состояния атмосферного воздуха |
Март 2023 |
Бакштай О.П.–учитель биологии |
1.Определить степень загрязнения атмосферного воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования 2.Отчет разместить на сайте учреждения образования и стенде «Зелёная школа». 3.Обновлять ежегодно информацию. |
5.4 |
Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне |
Апрель 2023 |
Бакштай О.П.–учитель биологии |
1.Изучить литературу по данной теме. 4. Составить памятку по минимизации загрязнения атмосферного воздух |
5.6 |
Выполнение плана по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования |
Январь-сентябрь 2023 |
Бакштай О.П.–учитель биологии . |
1.Организовать и провести мероприятия по выполнению плана по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования 2.Разработать наглядный материал по минимизации загрязнения атмосферного воздуха с последующим его распространением в микрорайоне учреждения образования 3.Провести климатические акции «Чистый воздух” в микрорайоне учреждения образования |
6.Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом» |
||||
6.4 |
Провести практические экологические акции |
Январь-сентябрь 2023 |
Бакштай О.П.–учитель биологии Зам директора по ВР Санникова Т.В. |
1.Проведение акций: «Соберем макулатуру – сбережём дерево», «Поможем пернатому другу», «День Земли», «Зробім», «Сделаем наш школьный двор чистым и уютным», «Сдавай!», «Новая жизнь старых вещей», «Новая жизнь в обмен на крышечки», «Подари упаковке вторую жизнь», «Неделя леса» 2.Проведение социологического опроса на родительском собрании по проблеме энергосбережения. 3.Проведение социологического опроса по проблеме сбережения елей в новогодний период. 4.Отчет разместить на сайте учреждения образования и стенде «Зелёная школа». 5.Обновлять ежегодно информацию. |
6.2 |
Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися (не реже одного раза в год) |
Январь-сентябрь 2023 |
Бакштай О.П.–учитель биологии Зам директора по ВР Санникова Т.В. |
1. Работа над содержанием памяток, буклетов, содержащих информацию по тепло-, электро-, энерго- и водосбережению, уменьшению количества отходов. 2. Размещение памяток, буклетов и листовок на школьном сайте, школьных информационных стендах. |