Эстетическое воспитание ребенка с особенностями развития
Как правило, главная цель эстетического направления – научить детей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, природе, труде, общественных отношениях, поступках людей.
Эстетическое воспитание осуществляется в комплексе с нравственным, трудовым, физическим и экономическим воспитанием. Именно комплексный подход позволяет наиболее эффективно воздействовать на развитие познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы ученика, на формирование его убеждений и чувств.
Известно, что эстетическое воспитание ребёнка, начинается ещё до поступления в школу. С миром звуков и красок ребёнок знакомится дома, в детском саду. Уже тогда он тянется к красивым вещам, игрушкам, картинкам и т. п.
Эстетическое развитие детей с особенностями психофизического развития осуществляется намного медленнее по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.
Эстетическое воспитание по существу начинается с внешней обстановки, с эстетики быта. Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставленные предметы, красивые игрушки, цветы — все это формирует эстетический вкус ребенка. Однако лишь созерцательное отношение к удобствам и красоте окружающего мало способствует воспитанию вкуса человека. Необходимо включать детей в активную работу по благоустройству и оформлению помещений. Большое значение придается внешнему содержанию двора, земельного участка, жилых помещений. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы дети следили за своей одеждой и обувью, были опрятны, чисто и аккуратно одеты. Другими словами, все начинается с красивого оформления комнат, внешнего вида, правил вежливого поведения.
Организация творческой и исполнительской деятельности в школе осуществляется в разнообразных секциях, кружках, объединяющих детей по склонностям и интересам. Занятия в них способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и художественной самодеятельности. Наиболее часто организуемыми в школе являются следующие виды кружков эстетической направленности: художественно-изобразительные (рисование, лепка, аппликация, выпиливание, выжигание, керамика, чеканка, художественное вышивание, мягкая игрушка и др.); художественно-музыкальные (хор, вокал, музыкальные инструменты, танцы); драматические (пантомима, драма, кукольный театр). Практика организации подобной работы показывает возможность и целесообразность деятельности данных кружков, их положительного влияния на развитие личности ребенка с особенностями психофизического развития, коррекции имеющихся у него недостатков.
Методы эстетического воспитания можно разделить на две группы:
Первая группа методов включает разнообразные педагогические приёмы. Среди них - показ и упражнения. А осуществляется всё это путём систематических упражнений.
Вторая группа методов – это беседы, чтение книг, практические занятия.
Беседы: «Правила вежливого поведения со взрослыми и сверстниками», «Культура речи и общения», «Для чего человеку зеркало», «Встречают по одёжке», «Правила личной гигиены», «Вредные привычки».
Практические занятия «Мы в столовой», «Сервировка стола»; занятие по речевому этикету «Звонок по телефону».
Богатейший источник эстетического воспитания – природа. Она пробуждает в детях чувство красоты, стремление познать её законы, обогащает представления об окружающем мире. Чтобы дети могли понять, почувствовать и представить красочные описания природы в произведениях великих русских писателей и поэтов необходимо научить их видеть и воспринимать красоту реальной природы, а также высказывать свои впечатления о ней. Задача взрослого – пробудить у детей эстетические чувства по отношению к природе, научить их не только понимать и любить, но, и постоянно беречь её.
Одно из главных мест в эстетическом воспитании принадлежит изобразительному искусству.
Цель– формирование умения воспринимать содержание картин в целом, анализировать отдельные изображённые на ней объекты, а также развитие логического мышления и речи, воспитание интереса к произведениям живописи.
Как самостоятельный вид художественной деятельности, рисование играет большую роль в эстетическом воспитании детей. Изобразительная деятельность детей становится более осознанной и целенаправленной, если в процессе работы над рисунком они выполняют ряд интеллектуальных операций: рассказать, что и в какой последовательности будет или было нарисовано.
Результаты эстетического воспитания больше всего видны в творческой деятельности ребёнка. Также эстетическое воспитание способствует самостоятельности, развитию навыков коллективного труда, что ведёт к формированию таких черт характера, как чувство товарищества, взаимопомощи, аккуратности, прилежного отношения к труду.